Водка представляется многим россиянам не только крепкоградусным
алкогольным напитком, но и важным элементом национального самосознания.
Если отбросить культурные ассоциации и оставить одну только экономику,
то получится, что водка лидирует благодаря распространенности,
доступности и дешевизне. В свое время еще Дмитрий Писарев писал:
«Народ не может позволить себе говядину, а водка дешевле говядины,
оттого и пьет русский мужик, от нищеты своей пьет! Книжку он себе
позволить не может, потому что на базаре ни Гоголя, ни Белинского, а
одна только водка, и монопольная, и всякая, и в разлив, и на вынос!»
Изменится ли что-нибудь, когда, согласно планам правительства, водка
подорожает? По результатам исследования, проведенного компанией
Profi Online Research, 75% мужчин и 57% женщин употребляют водку. Самой
популярной тарой является классическая «пол-литра», предпочтение которой
отдает 64% респондентов. Напротив, тару объемом 0,7 л выбирают лишь
26%. Как оказалось, 69% опрошенных покупают водку дешевле 300 рублей. И
это несмотря на кремлевскую инициативу по повышению цен на водочные
акцизы. При этом алкоголь премиум-класса приобретают только 3% россиян,
да и то, в основном, в качестве подарка. С 1 июля акциз за чистый
литр спирта с 250 рублей вырос до 300, в следующем году планируется
повышение еще на сто рублей, а в 2014 цена может перешагнуть лимит в 500
рублей. Участники опроса ответили, как бы они реагировали на
постепенное подорожание водки. Если стоимость бутылки водки вырастет на
10%, это отпугнет лишь 11% респондентов, на 20% - еще 8%.
Психологический рубеж начинается от 30%, когда от водки откажутся 17%,
дальше 40% - 16% от оставшихся и 50% - 13%. Причем женщины будут
отказываться гораздо охотнее. Если цена водки сравняется с другими
крепкими напитками, например, коньяком или виски, только 30% женщин и
37% мужчин сохранят верность этому напитку. Женщины перейдут на слабый
алкоголь, вроде вина, мартини или пива (41% женщин против 35% мужчин), а
мужчины (24% опрошенных) станут потреблять другие крепкие напитки. Можно
сделать вывод, что побороть водку в России практически невозможно. И
если фокусом национальной политики является борьба с алкоголизмом, то
следует не только повышать цену на водку (низшую ценовую нишу все равно
займет контрафактная продукция), но и регулировать цены, например, на
альтернативные способы проведения досуга. К слову, в Москве купить
бутылку водку дешевле, чем купить один билет в кино.
Источник: http://drinktime.rbc.ru |