На протяжении нескольких лет в России идет разговор о том, чтобы
придать профессии сомелье официальный государственный статус. О
необходимости легализовать популярную и довольно распространенную
на сегодняшний момент профессию говорят и сами сомелье, и рестораторы,
и даже представители виноторговых компаний.
Впрочем, их совместные усилия так и не увенчались успехом, и графы
сомелье в общероссийском реестре профессий все еще нет. Винный рынок,
между тем, продолжает предлагать абсолютно новые для нашей страны
специальности. Одной из них является кавист (от французского
cave – погреб, подвал).

С уверенностью можно говорить о том, что вопрос о придании официального
статуса этой профессии возникнет еще не скоро. Но если в случае
с сомелье проблема заключается лишь в нерасторопности Комитета РФ
по стандартизации, метрологии и сертификации, то в случае с кавистами
все обстоит несколько сложнее. Дело в том, что и сами представители
алкогольного рынка до сих пор не вполне понимают суть новой профессии.
В профессиональных кругах все еще бытует скептическое отношение
к термину кавист – вместо этого неологизма многие специалисты предпочитают
использовать более привычные определения продавец-консультант или
менеджер по продаже алкогольной продукции.
По сути, кавист действительно является продавцом-консультантом,
однако следует помнить, что у него есть одно очень важное отличие
– узкая специализация, а именно – торговля элитным алкоголем. Это
обстоятельство предъявляет к кавистам гораздо более высокие требования
– в том, что касается навыков общения и уровня специального образования.
Потребность в профессиональных консультантах, разбирающихся в вине,
возникла в России с появлением первых винных бутиков. В отличие
от обычных магазинов и супермаркетов, ориентированных на массового
потребителя, винные бутики сделали упор на более искушенную аудиторию.

Ассортимент вин и крепкого алкоголя, который сегодня представлен
в большинстве розничных сетей, стандартен и не отличается особым
разнообразием – ведь основное внимание тут уделяется наиболее ходовым
и известным позициям. В таких условиях главными критериями выбора
для клиента супермаркета становятся цена и происхождение напитка,
а роль продавца-консультанта сводится к минимуму – показать, где
на полке находятся вина необходимого региона и соответствующей ценовой
категории.

Совершенно иначе формируется ассортимент винных бутиков. Здесь
на первый план выходит не «раскрученность» позиции и не ее цена,
а более сложные качественные показатели, имеющие отношение к органолептическим
качествам вина.
Ассортимент винных бутиков формируется подобно винным картам ресторанов,
где важную роль играют не только стоимость и происхождение вина,
но еще и такие факторы, как марка, год урожая, срок выдержки и имя
производителя. Чтобы управиться со столь сложным и разнообразным
ассортиментом, продавец-консультант должен разбираться в напитках
ничуть не хуже настоящего сомелье. Этого
требуют и клиенты винных бутиков – они, как правило, знают о винах
не понаслышке.
Таким образом, чтобы стать кавистом, продавцу-консультанту для
начала необходимо усвоить внушительный объем знаний о вине и обо
всем, что с ним связано, и научиться свободно использовать эти знания
на практике.
Известно, что основную часть клиентов винного бутика составляют
обеспеченные, состоятельные люди. В бутик он приходят для того,
чтобы выбрать вино, которое бы в полной мере удовлетворит их вкус,
и его цена имеет для них второстепенное значение. В этом еще одно
отличие кависта от продавца-консультанта – первоочередной задачей
кависта является не продажа вина, а помощь в его выборе. В этом
смысле кавист похож на сомелье – за
время общения с клиентом он должен выяснить его предпочтения и подобрать
наиболее подходящее вино.
Общение с клиентом – это неотъемлемая часть работы кависта. Если
разговор клиента с продавцом-консультантом супермаркета традиционно
ограничивается парой вопросов и простыми односложными ответами,
беседа кависта со своим клиентом может длиться довольно долго. Это
означает, что кавист должен уметь поддерживать беседу и вести ее
на высоком профессиональном уровне. Используя свои знания и обаяние,
он должен заинтересовать клиента и, может быть, даже вызвать к себе
уважение – это станет залогом того, что клиент вернется в бутик
еще раз.
Впрочем, за свои труды кавист получает достойное вознаграждение,
едва ли не самое ценное в сфере розничной торговли – лояльность
клиента. Кому-то это может показаться парадоксальным, но именно
к кависту, а не в бутик, возвращаются клиенты, подобно тому, как
клиентура формируется не у парикмахерской в целом, а у конкретного
мастера. Нередки случаи, когда кавист переходит из одного бутика
в другой, и вместе с ним переходят все его клиенты. Таким образом,
будет ли бутик востребован, целиком и полностью зависит от кависта.
Согласитесь, ни один продавец-консультант не может обладать таким
влиянием.
Кавист является лицом винного бутика, его центральной фигурой,
в то время как продавец-консультант супермаркета – это всего лишь
обслуживающий персонал. Как нетрудно догадаться, зарплата кависта
также не идет ни в какое сравнение с окладом среднестатистического
консультанта. Подобная информация не разглашается, однако можно
предположить, что зарплата кависта в бутике приблизительно равна
зарплате сомелье хорошего ресторана.
Сегодня в России уже сформировался рынок кавистов, имена профессионалов
известны, и между бутиками даже стала наблюдаться борьба за лучшие
кадры. Спрос на представителей молодой профессии сейчас намного
превышает предложение – и это в то время как специальность кависта
ежегодно выбирают все больше выпускников специализированных школ
сомелье. Следуя этой тенденции, почти все отечественные школы сомелье
создали специальные курсы для подготовки сотрудников винных бутиков
– кавистов.
Учитывая эти факторы, можно смело говорить о том, что в области
поиска кадров у ресторанов появились серьезные конкуренты в лице
винных бутиков.
Источник: http://www.ovine.ru/ |